Эффективный кризис

В фармкомпаниях в связи с коронавирусом и неминуемым экономическим кризисом стали сокращать и замораживать маркетинговые бюджеты. Пошли разговоры о том, что пора приглашать антикризисных управляющих и эффективных менеджеров. Мне это напомнило ситуацию 2014-2015 года, и ничего хорошего в этом нет.

Как мы помним, в 2014 году курсы доллара и евро резко пошли вверх. В фармкомпаниях это породило панику, и буквально с января 2015 года туда стали нанимать специалистов по антикризисному управлению. Началась активная по работа по оптимизации бюджета.

В тот год я активно ездил с лекциями по стране, и у меня было много знакомых региональных менеджеров, медицинских представителей и других прекрасных людей. Из разговоров с ними я уяснил себе основные принципы эффективных менеджеров:

  1. В кризис не повышай зарплату рядовым сотрудникам, а хороших сотрудников лишай премии. Сэкономишь бюджет на зарплате.
  2. Увеличь нагрузку на сотрудников. Если он раньше делал три обязательных визита в неделю, теперь пусть делает пять в двух разных городах и еще три в аптеки. Нечего жаловаться – кризис.
  3. Хорошие сотрудники будут искать новую работу (цены выросли) – пусть идут, скатертью дорога. От них все равно одни неприятности, а их связи – ерунда. Важнее сэкономить на зарплате.
  4. Не давай запускать новые интересные проекты. Лучше делай скучные старые – в этом меньше рисков. И вообще, лучше уменьшить количество мероприятий, сэкономив на бюджете.
Комикс «Сова — эффективный менеджер«

Прошло полгода, и стали видны результаты работы эффективных менеджеров в отдельно взятой компании, с которой я тогда работал. Толковые сотрудники почти все разбежались. Вслед с ними лояльные к лидеры и врачи ушли в другие компании и проекты. Продажи стали падать, компания погрузилась в вялотекущий кризис и стала терять позиции на рынке.

В 2020-2021 году все пойдет по тому же сценарию, который был раньше (в 2009 и в 2015). Сначала руководство успешных компаний прижмет маркетинговые бюджеты. На освободившееся место придут конкуренты, не стесненные комплаенсом. Продажи упадут. Будет объявлен кризис, придут эффективные менеджеры. Хорошие сотрудники разбегутся, компании потеряют доверие лидеров и прескрайберов. Продажи упадут еще больше. Эффективные менеджеры рапортуют об успешной бюджетной оптимизации в период кризиса и покинут корабль. Оставшиеся сотрудники будут парализованы из-за нехватки кадров и поломанных связей, потому что половина бизнеса – это личные отношения, а хорошие сотрудники ушли.

Дальше обычно происходит вот что. Руководство или global office видит годовой отчет, хватается за голову и начинает чинить то, что было поломано. Размораживают бюджеты, ищут хороших сотрудников, создают новые проекты. Через пару лет компания отыгрывает потери, и снова чувствует себя хорошо.

Но есть нюанс. Раньше кризисы были локальными. Пока в РФ всех колбасило, за рубежом было поспокойнее. А теперь психоз глобальный, а это значит, что эффективные менеджеры придут повсеместно. Кризис начнется даже там, где все должно было пройти спокойно и незаметно. К чему это приведет – напишу через год. Поживем – увидим.

Добавить комментарий