Мне раньше казалось, что бардак только в специальности, которой я занимался. А потом я понял, что это иллюзия. Она есть у многих.
Эндокринологи думают: «У нас бардак. Пациенты лопают гречку, механизм действия метформина неизвестен, новые рекомендации по щитовидной железе сами себе противоречат. Вот у кардиологов совсем другое дело. Там мощная доказательная база, все механизмы понятны, а еще они умеют всякие неотложные вещи руками делать. Вот у них порядок, они молодцы».
Кардиологи думают: «У нас бардак. Рекомендаций куча, их спонсируют разные фирмы и поэтому везде противоречия. Доказательную базу как начнешь копать, так плохо станет, сплошные передергивания. Со статинами вообще вон как получилось — много лет говорили одно, а теперь получается, что совсем не так. Вот то ли дело в урологии. Там все просто — бахнул антибиотик, и пациенту хорошо. Посеял культуру — чистота. Вот там порядок, вот там все хорошо».
Урологи думают: «У нас бардак. Раньше говорили, что моча стерильна, и что если у пациента без симптомов бактерии, то это хронический пиелонефрит. А теперь говорят, что бессимптомную бактериурию вообще лечить не надо, и что бактерии оказывается разные бывают, и что не все они вредны. А адекватные методы для дифференцирования малодоступны. Антибиотики не действуют. Полный бардак. То ли дело у эндокринологов. Вот у них красота — вколол инсулин, нормализовал гликемию. Накормил тироксином, нормализовал тиреоидный статус. К гормонам-то, поди, резистентности не возникает. Вот где порядок, там все здорово».
Чем больше знаешь, тем больше понимаешь, что бардак везде. А потом понимаешь, что то, что мы называем бардаком — естественное состояние вещей для текущего исторического момента. Но об этом в другой раз.